Хотя считается, что развитие речи можно доверить специалистам – логопедам, воспитателям и т.д., всё же первые учителя речи для ребёнка – это родители. Они рядом с ребёнком практически всё время, они общаются между собой и с другими людьми нормальным «взрослым» языком. Ребёнок именно у них учится правильной речи. По большому счёту, логопед необходим тогда, когда ребёнок не может сам научиться разговаривать в семейном кругу.
Если провести параллель с компьютерами, то программа «Развитие речи» постоянно работает в фоновом режиме, даже если вы её не открыли и не занимаетесь прямо сейчас. Именно поэтому есть большой смысл, общаясь с маленькими детьми, озвучивать всё происходящее с ними. «А давай соберём все игрушки и достанем только машинки», «Сейчас мы одеваемся и пойдём в садик. Где твоя синяя шапочка?», «А вот ложка, в ней чаёк быстрее остынет, его будет приятнее пить!» Даже если ваша речь не такая уж детская по построению, ребёнок будет сопоставлять её с тем, что происходит, и быстрее освоит словарный запас и построение фраз и целых предложений из усвоенных слов.
Полезно также периодически спрашивать ребёнка, даже в более старшем возрасте, о названии и назначении различных предметов, о действиях, которые совершают взрослые. В развитии речи неизбежно возникают пробелы, которые надо заполнять уже сознательно. Да, это умиляет, когда уже выросшие люди вспоминают, как в детстве не знали элементарных вещей. Но если ребёнок не знает, чем туфли отличаются от ботинок, не может вспомнить слово «подоконник» или «порог» и т.д., это серьёзное упущение.
Не стоит ограничиваться повседневной реальностью детей. Обязательно читайте детям книги и стихи, предлагайте детям выучить стихи наизусть. Проверьте, понимают ли дети значение слов в этих стихах. Если вы живёте в городе и не можете показать ребёнку, к примеру, сельский быт – продемонстрируйте хотя бы картинки или видео.
Однако развитие речи заключается не только в освоении слов и языковых конструкций. Не менее важно и умение говорить – правильно дышать, артикулировать, строить фразы в устной речи.
Существует целый класс игр, предназначенных для развития правильного дыхания и артикуляции, а в итоге – развития речи. Эти игры разнообразны и увлекательны, с их помощью дети быстрее научатся правильной речи.
Игры для развития дыхания
Так уж устроена речь, что говорим мы на выдохе. Чем дольше может продлиться этот выдох, тем дольше мы можем проговорить на одном дыхании и тем лучше контролируем речь. Отсюда важность игр для развития дыхания.
Простейший способ тренировки – просто дуть. Выдувать мыльные пузыри, надувать воздушные шары, свистеть и дудеть в детские музыкальные инструменты. Но можно придать этому и более интересные игровые формы.
- «Ветер». Положите на стол что-то лёгкое: кусочки ваты, клочки бумаги, цветной плёнки. Задача – сдуть их возможно дальше. Выигрывает тот, чей предмет дальше улетел.
- «Выстрел». Пусть ребёнок возьмёт губами не пропускающий воздух цилиндрический предмет. Это может быть пробка от шампанского, упаковка от игрушки «Киндерсюрприз» и т.д. Задача – «выстрелить» её возможно дальше на выдохе.
- «Коктейль». Возьмите коктейльную трубочку, опустите её в чашку с жидкостью, дуйте. Покажите ребёнку пузыри, образующиеся в чашке (только не наполняйте её при этом более чем наполовину!) С трубочками можно играть и при чаепитии, и когда ребёнок пьёт воду или сок, и даже в ванне, создавая «эффект джакузи».
Игры для развития артикуляции
Нет нужды говорить о необходимости правильной артикуляции для речи. Для того, чтобы внятно и членораздельно произносить слова, необходимо тренировать лицевые мышцы, формировать представления в коре головного мозга, и учить произношению органы ротовой полости (губы, язык, нёбо, глотку и даже гортань).
Разумеется, для детей такая тренировка должна подаваться в игровой форме. Считалочки и скороговорки остаются вне конкуренции, однако есть и альтернативные формы – скажем, артикуляционная гимнастика.
- «Весёлая змейка». Наверняка ребёнок видел в кино, мультиках или даже в зоопарке, как змея высовывает язык. Поиграйте с ним в змею. Пусть змея (то есть ваш малыш) то высовывает язычок, то прячет, то шевелит им. Только, конечно, не на публике!
- «Хоботок». Начните с рассказа о пчёлке, которая пьёт нектар из цветков своим хоботком. Чтобы выпить нектар, нужно сложить губы «хоботком» и втягивать воздух через него. Если ребёнок может делать это в течение 5-8 секунд – это хороший результат. Кстати, здесь снова пригодится коктейльная трубочка, но уже по прямому назначению – чтобы ребёнок пил через неё воду или сок.
- «Дразнилка». Ещё одна игра «не для улицы», но дома она даёт хорошие результаты. Ребёнок должен открывать рот, высунуть язык и, произнося «эээ», водить им в разные стороны – вверх и вниз, между уголками рта.
- «Лошадка». Здесь задача ребёнка – подражать цокающей скачущей лошадке. При этом цокать должен только язык, нижняя челюсть остаётся без движения.
- «Язык животных». Наверняка малыш уже знает, как «говорят» животные и птицы. Собачкино «гав-гав», воробьиное «чирик», утиное «кря», змеиное «шшш». Попробуйте сначала поиграть в угадайку – пусть ваш малыш издаёт звуки, а вы угадывайте, какое животное их узнаёт. Чуть позже можно и наоборот: вы издаёте звук, а ребёнок называет животное.
- «Маленький поэт». Самый простой способ «придумывать стихи» — повторять в нужном размере последний слог фразы. Например, так:
— Дождик, дождик, веселей! – лей-лей-лей, лей-лей-лей
— Только нас не замочи! – чи-чи-чи, чи-чи-чи!
Стихи для такой игры надо подбирать тщательно. Ударение должно падать на последний слог строки, и лучше, если он заканчивается на гласную букву.
Игры для расширения словарного запаса
Узнавать новые слова гораздо приятнее, если облечь их изучение в игровую форму. Можно придумать много игр для пополнения детского лексикона. Некоторые из них перед вами.
- «Чемодан». Сыграйте с ребёнком в путешествие, словно вы собираетесь то в деревню, то в Арктику, то в Африку на Мадагаскар, то в какой-то волшебный мир. Перед дорогой нужно собрать чемодан. Пусть малыш сам называет вещи, которые вы уложите.
- «Словесные цепочки». Это упрощённый для детей вариант игры в «города». Нужно назвать просто слово, которое начинается с той же буквы, на которую заканчивается слово предыдущего игрока. Разумеется, поначалу будут преобладать названия предметов: ковёр-ракетка-ананас-стол-лягушка-апельсин-нож и т.д.
- «А у нас в квартире газ, а у вас?» В эту игру лучше играть, когда вы на прогулке, в гостях или куда-то выехали. Попросите ребёнка описать свою комнату, чем подробнее, тем лучше. Можно не только свою комнату, но и любые места, где он часто бывает: комнату родителей, детский сад, площадку во дворе, цирк, кинотеатр и т.д.
Игры для формирования речевых навыков
Чтобы научиться говорить, нужно… говорить. В этом нет ничего нового. Но сделайте так, чтобы ребёнку было интересно говорить!
- «Экскурсия». Суть игры – ребёнок проводит экскурсию по дому или другому месту (детской площадке, двору, магазину) для своей игрушки. Пусть он объяснит ей, для чего нужны те или иные помещения, предметы, что делают люди.
- «Угадай-ка». Загадайте предмет. Ребёнок должен его отгадать, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». «Это живое?» «Это меньше, чем кровать?» «Это из дерева?» и так далее.
- «В гостях у сказки». Эта игра требует определённого развития детской фантазии и помогает развить её ещё сильнее. Героем сказки может быть кто и даже что угодно. «Представь, что эта девочка — волшебница», «представь, что этот телевизор — живой», «представь, что наш дом завтра улетит в космос» и так далее.
Разумеется, не стоит ограничиваться играми, которые вы где-то вычитали. Придумайте свои! Не стесняйтесь играть где угодно – на улице, в очереди в больнице или магазине. Ребёнок будет не только развлекаться, но и развиваться.
Надеемся данная статья была полезна, если у Вас есть свои материалы для публикации обязательно присылайте их. Так же предлагаем продукцию нашего магазина где вы сможете приобрести одежду для мальчиков и девочек.